logo

Проведение маркетинговых исследований

Рынок не является чем-то непредсказуемым и неопределенным, существуют целенаправленные методы его изучения. Таковыми являются исследования рынков – крайне важный пункт для успешной стратегии любой серьезной компании.

Проведение маркетинговых исследованийМаркетинговые исследования – это поиск и обработка данных о состоянии рынка для выработки конкурентоспособной стратегии фирмы.

Цель проведения подобных мероприятий – создание базы данных, которые будут точкой опоры для принятия эффективных решений. Обладая информацией о конкурентной среде, потребителях, а также тенденциях на рынке можно выбрать побеждающую тактику конкурентной борьбы.

Проведение маркетинговых исследований поможет ясно увидеть картину той среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность.

Элементы анализа рынка

Главная цель любых маркетинговых изысканий – это получение информации, которая поможет определить направление будущей рыночной деятельности предприятия. Поэтому нужно тщательно исследовать все составляющие данного вопроса. Главные элементы анализа рынка:

  • структура рынка;
  • целевой сегмент;
  • товар;
  • потребители;
  • конкуренты;
  • реклама;
  • каналы сбыта;
  • цены и т.д.

Это не исчерпывающий список, но основные элементы, тщательное изучение которых, способно убрать большой процент неопределенности и сделать прогноз на будущее.

Виды анализа рынка

Чтобы понять, какой вид рыночного анализа нужен вашей фирме, нужно просто определить, на какие вопросы вы хотите получить ответы.

В зависимости от исследуемого предмета различают следующие виды анализа рынка:

  1. анализ структуры рынка – это определение его емкости, конъюнктуры и общих тенденций. Это позволяет оценить перспективность конкретного рынка и избежать ненужных рисков;
  2. анализ спроса дает возможность понять основные желания потребителей, и изучить их поведение, а также основные требования к продукту и компании. Проще говоря, такой вид анализа даст ответ на вопрос «Кто покупает данный продукт и почему?»;
  3. анализ конкурентов и их предложения позволяет скорректировать собственную стратегию ценообразования и продвижения своего продукта;
  4. изучение каналов сбыта проводиться для проработки наиболее эффективной цепочки движения товаров до конечного потребителя;
  5. анализ сегментов рынка и нахождение незаполненной ниши, как нового или дополнительного источника продаж;
  6. экономический анализ – это оценка экономической целесообразности, путем оценки затрат и прибыли от производства и продаж конкретного продукта.

Вышеописанные аналитические направления могут быть сколь угодно подробными и глубокими – все зависит от методов сбора и обработки данных.

Методы и средства маркетинговых исследований

Информация чаще всего не находится в нужном виде на нашей полке – ее нужно собрать, обработать и интерпретировать. Задачей хорошего маркетолога является определить, какая именно информация нужна, где ее получить и как ее обработать.

Маркетинговая информация может быть нескольких уровней и видов:

  • по источнику получения – первичная (полевая) и вторичная (кабинетная);
  • по характеру данных – количественная и качественная.

Основные средства маркетинговых исследований для получения первичной информации:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • имитационное моделирование.

Средства для получения вторичной информации:

  • материалы из государственных источников;
  • данные торгово-промышленных палат;
  • база данных статической информации;
  • печатные издания и интернет;
  • прайс-листы, каталоги, брошюры и т.д.

Сбор первичной информации - наиболее трудоемкий и затратный метод. Работа с такой информацией более проста, но она, как правило, носит предварительный и обобщенный характер.

Способы проведения маркетинговых исследований

Подобные мероприятия могут быть поверхностными или глубокими, в зависимости от того, какими возможностями располагает компания и какие она преследует цели.

Можно выбрать два способа реализации маркетинговой исследовательской деятельности:

  • собственный маркетинговый отдел компании – такой способ дешевле, но качество полученных данных невысокое. Не так просто нанять специалиста, который знает специфику дела, имеет опыт и навыки работы с соответствующими программными приложениями;
  • воспользоваться услугами специализированных агентства – более затратный способ, но полученные данные на порядок ценнее для принятия управленческий решений. Специалисты таких агентств имеют опыт в подобных исследованиях, а также имеют навыки по работе с программным обеспечением для глубокого анализа данных.

Действительно качественные и надежные результаты можно получить только при использовании правильных методов и средств. Именно поэтому большинство западных компаний пользуются услугами специальных агентств по маркетинговым исследованиям.

Направляя в нужное русло результаты подобных исследований, компания имеет все шансы одержать победу в конкурентной борьбе и найти новые возможности для развития бизнеса.

Материалы по теме: