logo

Объем рынка

Объем рынка – это размер интересующего фирму рынка товара или услуги, который выражается как объем спроса (продаж) за фиксированный временной промежуток по определенной цене. Это доступный или максимально возможный результат – все зависит от методов исследования.

В маркетинге принято использовать несколько обозначений для этого понятия: объем, емкость или размер.

Для каких целей проводят подобные маркетинговые исследования:

  • диверсификация ассортимента;
  • расширение территории сбыта;
  • запуск производства нового продукта;
  • улучшение существующих товаров и т. д.

Вместе с изучением объемов рынка должен проводиться тщательный анализ конкурентов: слабые и сильные стороны конкурентов, объемы их производства и продаж, продвижение и другие факторы.

Анализ объема рынка

Объем рынка​Анализ объема рынка заключается в определении его размера с использованием различных методов. Вначале необходимо определиться с ключевыми параметрами спроса:

  • период (месяц, квартал, год и т. д.);
  • территория (отдельный регион, Россия, СНГ, Европа или другие границы);
  • аудитория или сегменты (все население, молодые семьи, люди с определенным уровнем дохода и т. д.);
  • группы товаров;
  • единицы измерения;
  • источники данных.

Формула для расчета имеет вид:

Vрынка = Количество*Цена

Результат может быть выражен в различных единицах: деньгах, штуках или объеме (килограммы или литры). От этого зависит, какие именно исходные данные нужно собрать для анализа.

Для качественного исследования выделяют 5 уровней рынка:

  1. Основной – гарантированный или уже имеющийся покупатель.
  2. Целевой – основная аудитория, на которую ориентирован продукт.
  3. Доступный – тот, который доступен в территориальном или сегментном отношении.
  4. Потенциальный – максимальный спрос при наивысшем уровне информированности потребителя и приверженности к товару.
  5. Весь рынок – это денежные средства, потраченные на все товары или услуги, или на определенную категорию товара.

Каждый последующий уровень более обобщенный и емкий, чем предыдущий. Чтобы заказать маркетинговое исследование рынка нужно определиться, какие именно цели ставит перед собой фирма.

Объемы рынков России

Если планируется ввод в продажу какого-либо нового продукта, то целесообразно узнать общие объемы рынков России. Это даст возможность определить потенциальный спрос (продажу) конкретного товара в максимально большом доступном регионе.

Этапы такого анализа:

  1. Сбор данных о совокупной численности населения и средних цифрах дохода на отдельного человека.
  2. Из общих показателей доходов должна быть выделена доля свободных денежных средств населения, которая может быть потрачена на исследуемый продукт.
  3. Определяется доля рынка, реальная для освоения предприятием, которое заказывает исследование. На этом этапе необходимо учитывать объем сегмента рынка, количество потребителей товара и количество конкурентной продукции.

Данные исследования дадут информацию о потенциальном уровне продаж, на который может нацелиться фирма в своей стратегии. Если произвести больше товара, то это обернется потерями от нереализованной продукции.

Объем продаж на рынке

В практике маркетингового анализа используют различные приемы определения объема продаж:

  1. Метод «снизу-вверх» - один из наиболее распространенных способов. Он учитывает сумму всех потенциальных продаж на исследуемом рынке за один год (или другой промежуток).
  2.  Метод «сверху-вниз» оценивает данные о продажах крупнейших игроков рынка за расчетный промежуток времени. Традиционно берут в расчет не всех игроков, а только наиболее значимых, делающих 80% продаж рынка.
  3. Метод от реальных продаж – это учет продаж конкретных категорий товаров по настоящим чекам. Оценивая объем продаж на рынке таким образом, берут статистику больших сетевых магазинов путем заключения соглашения о предоставлении данных.

Не существует универсального метода для определения размеров продаж на рынке. Все зависит от поставленных целей, специфики бизнеса, срочности получения данных и требуемой глубины оценки, а также от финансовых возможностей.

Объем мирового рынка

Условия рыночной экономики требуют освоения новых территорий, в том числе тех, что находятся за границами государства. Мировой рынок – это производное от национальных рынков, поскольку государство реализует избыток произведенных товаров в другие страны. Он представлен товарами, услугами и торговцами со всех стран.

Объем мирового рынка товаров – это та часть общего спроса всех стран, которая удовлетворяется за счет ввезенной продукции. За расчетную базу обычно берут размеры мирового импорта за определенный промежуток времени.

Для выхода на мировой рынок необходимо использовать качественные источники информации, а также профессиональный подход в анализе размера мирового или национального рынка конкретной страны. Для этого стоит обращаться за услугами специализированных агентств, располагающих необходимым опытом и наработками.

Материалы по теме: