logo

Анализ конкурентов

Рыночная экономика – это место жесткой конкурентной борьбы, где не всегда побеждает наилучший товар, но наилучшая маркетинговая стратегия. Чтобы получить большую долю рынка, нужно предложить покупателю продукт лучше, чем конкуренты.

Анализ конкурентов​Анализ конкурентов в разрезе их деятельности, поставленных целей и применяемой стратегии является основополагающим приемом маркетинга. Особенно это касается тех компаний, которые только выходят на рынок.

Для того, чтобы осуществить эту задачу необходимо применить эффективные методы сбора информации о ключевых игроках рынка. Такой сбор практически ничем не отличается от того, который применяется в исследовании потребителей: опрос, мониторинг продаж, интернет-ресурсы, мнения экспертов и менеджеров, статистка публикуемых объемов продаж и финансовых показателей и т.д.

Также важны методы и подходы, применяемые для анализа, – это определит практическое значение результатов исследования.

Цель анализа конкурентов

Главная цель анализа конкурентов заключается в сборе и оценке информации об их преимуществах и недостатках, принципах и планах для разработки собственной победной стратегии. Подобный анализ нужен для решения следующих:

  • создание маркетинговой стратегии;
  • разработка методов продвижения товара;
  • прогноз развития рынка и объемов сбыта;
  • улучшение и создание собственного продукта (главных характеристик и свойств);
  • построение ассортимента;
  • ценообразование и т.д.

Подобный анализ может быть основательным и детальным, но также хорошо систематически проводить экспресс-исследование для решения небольших задач.

Основной конкурент

Успешная компания знает своих конкурентов и имеет их рейтинговый список. В нем должен быть выделен основной конкурент, лидеры рынка и другие фирмы, за которыми нужно тщательно наблюдать. Каждая компания ежегодно должна проводить исследования конкурентной ситуации на рынке. Для этого можно применить такой пошаговый образец сравнительного анализа:

  • оценка внутриотраслевой конкурентной ситуации и прогноз ее динамики;
  • формирование конкурентной карты рынка;
  • обозначение основных конкурентов: прямых и косвенных;
  • исследование отдельного (ключевого) продукта и всего ассортимента фирмы в сравнении с конкурирующей линейкой;
  • подробное изучение ценовой политики и процесса ценообразования;
  • оценка организации дистрибуции, каналов сбыта и распределительной стратегии по товарам;
  • анализ стратегии конкурентов;
  • исследование способов и бюджетов по продвижению;
  • изучение имиджа и позиционирования на рынке;
  • анализ целевых потребителей: их мнения, осведомленность и приверженность к продукту;
  • оценка конкурентных преимуществ фирмы.

В ходе такого сравнительного анализа основных фирм-конкурентов прорисовывается четкая картина действий, которые необходимо осуществить.

Методы конкурентного анализа

Существуют различные методы конкурентного анализа: быстрые и глубокие, сравнительные, формульные или описательные. Каждый имеет свою практическую значимость, поэтому лучше всего применять несколько методов.

Сравнительный анализ

При исследовании множества конкурентов нужно применить следующую тактику:

  1. классификация конкурентов и разделение на группы: мелкие средние и крупные;
  2. определение сильных и слабых сторон конкурентов в каждой группе. Например, гибкие условия, наличие опыта, высокие цены, большой регион сбыта и т.д.;
  3. создание плана противодействия каждой группе, используя при этом их сильные и слабые стороны. Например, улучшение качества, приемлемые цены, реклама, бесплатная доставка и т.д.;
  4. разработка конечной стратегии для своей компании;
  5. проверка данной стратегии на предмет внутренних противоречий.

Метод Майкла Портера

Одним из методов глубокого исследования является анализ конкурентов по Майклу Портеру, состоящий из нескольких этапов исследования основного конкурента:

  1. определение мотивации и основных дальнесрочных целей;
  2. изучение текущей стратегии и применяемых способов;
  3. оценка конкурента своего рыночного положения и его оценка отрасли;
  4. прогнозирование будущих действий конкурента.

Такое тщательное исследование рекомендуется проводить раз в 3 года или реже, чтобы вооружиться как следует.

Метод «4Р»

Метод «4Р» - это исследование концепций, которые применяются каждым из конкурентов в их рыночной деятельности. Метод «4Р» является сравнительным, где сопоставляются и оцениваются концепции и действия собственной фирмы и конкурирующих организаций. Причина такого названия данного анализа лежит в начальных буквах каждого из оцениваемых факторов.

Что изучает «4Р» анализ:

  • Продукт (product).
  • Цена (price).
  • Территория и каналы сбыта (place).
  • Реализуемая стратегия продвижения на рынке(promotion).

Вес каждого из этих показателей должен быть оценен в зависимости от их важности. Далее по формулам рассчитывается рейтинг конкурентов.

Не стоит исключать никого из конкурирующих фирм, даже кажущихся слабыми. Кроме того, стоит проводить глубокий анализ с применением математических и программных методов 2-3 главных конкурентов. Такой подход является мощным фундаментом для разработки собственного успешного плана и победоносной стратегии.

Материалы по теме: